Как почистить старую икону в окладе. Как правильно чистить иконы – совет. – Каждая доска иконы своей жизнью живет

Старинные иконы, а подчас и целые домашние иконостасы, нередко встречаются в наших домах. Иконы, передаваемые по наследству, — это не только память о наших ушедших родных, не только произведение искусства, но и святыня. Иконописцы называют икону богословием в красках. Старинные иконы требуют особого внимания, ухода, и от нас зависит, увидят ли их наши внуки и правнуки. О том, как хранить иконы, нам рассказали в реставрационно-иконописной мастерской Свято-Введенского женского монастыря монахини Рахиль и Христина.

– Как ухаживать за старинными иконами?

– Хранить старинную икону, написанную на дереве, довольно сложно, и относиться к этому надо серьезно. Иконы, которые пережили безбожное советское время, – все чудотворные, ведь они уцелели во всех пожарах, грабежах, гонениях, а это настоящее чудо. Рекомендации по уходу за старинной иконой просты. Располагайте иконостас вдали от отопительных приборов, батарей, обогревателей. Следите за температурным режимом в помещении и влажностью, чтобы не началось растрескивание, расслоение живописного слоя, очищайте от пыли. Протирать иконы от пыли можно только сухой и мягкой тряпочкой. В крайнем случае, если икона очень сильно загрязнена, едва влажной. Это относится и к окладу. Если вы видите, что на иконе появились трещины, сходите к специалисту-реставратору. Самостоятельно восстанавливать икону нельзя.

– Бывает, что комнату нужно окропить святой водой, и капли попадают на иконостас. Не вредно ли это?

– Если попало две-три капли, то это не страшно, но если с кропила прольется много воды, это обязательно скажется на иконе, особенно если вода попадет под оклад.

– Можно ли узнать возраст иконы?

– Старинные – всегда на дереве. Действительно ли икона старинная или писана под старину, определить поможет реставратор.

– Надо ли реставрировать икону?

– Если вы нашли икону на чердаке или в подвале, протерли от пыли, то все равно в сухом помещении икона продолжит разрушаться. Перед тем как ставить такую икону в домашний иконостас, ее необходимо показать специалисту, профзаклеить. Можно не реставрировать ее полностью, но укрепить надо. И укрепление, и профзаклейку, и расчистку может делать только специалист. Если вы попытаетесь сделать это самостоятельно, икона может быть безвозвратно испорчена. К нам в мастерскую иногда попадают иконы после непрофессионального ухода, некоторые восстановить уже невозможно.

– Что делать, если икона настолько потеряла свой вид, что ее трудно назвать образом?

– Тогда ее лучше отнести в храм или в монастырь и попросить сжечь. Если у вас есть приусадебный участок, дом в деревне или недалеко речка, сожгите сами в таком месте, чтобы пепел не попирался ногами, по нему не ходили люди, не бегали животные. Закопайте пепел в чистом месте или ссыпьте в реку.

Относитесь с благоговением к любой иконе, даже если она бумажная. Современные иконы, которые напечатаны в Софрине, тоже бывают памятными, дорогими подарками. Их лучше располагать в помещении так, чтобы на икону не попадал солнечный свет. Типографская краска очень неустойчива, и на солнечном свету икона быстро выцветет.

монахини Рахиль и Христина
газета «Жизнь православная» 2009 #10 (88)

Реставрация икон - многоплановый и обычно весьма длительный процесс, для которого необходимо располагать обширными знаниями в различных областях. Вот лишь некоторые из них:
. Свойства древесины и методы удаления вредителей;
. Способы консервации ветхого дерева и шелушащегося красочного слоя;
. Химико-физические свойства левкаса, грунтовок, минеральных и масляных красок на разных основах;
. Процедуры удаления отложений масла, копоти, воска с поверхности икон;
. Методы аутентичного восстановления и сохранения живописи;
. Особенности живописных школ и иконописи разных регионов.

В зависимости от назначения иконы и её использования существуют разные варианты подхода к самому содержанию реставрационных работ:

1. Для продажи иконы, как правило, достаточно так называемого раскрытия - первичного удаления верхнего слоя грязи с поверхности иконы. Необходимость этого действия продиктовывается состоянием живописи и возможностью рассмотреть стилистические особенности живописной работы. Дальнейшие действия по реставрации, реновации или элементарной консервации обычно предпринимает покупатель - в соответствии со своими желаниями и целями.

Раскрыта, укреплена.
Частная коллекция


2. Современный научный подход к сохранению иконописного наследия заключается в раскрытии, консервации, укреплении и сохранении того, что возможно, без радикальных вставок, вклеек и дописывания иконы в тех местах, где поврежден красочный слой. Икона как предмет искусства и антиквариата хороша такой, какой она сохранилась во времени. К тому же бывает затруднительно воспроизвести стиль той или иной школы иконописи, особенно если сюжет встречается редко, а сохранность предмета оставляет желать лучшего.

3. Реставрация с обновлениями часто выполняется в тех случаях, когда икона предназначена в подарок, для использования в домашнем или общественном обиходе. В ситуации постоянной доступности коны для обозрения желательно придать ей достойный вид. Предпочтительнее и в этом случае обойтись минимально необходимыми вмешательствами, достаточными для восприятия иконы целостным художественным произведением, но существенно не меняющими её исторического облика.

4. Полная реставрация обычно предполагает восстановление изначального внешнего вида иконы. Такая реставрация включает в себя чинки древесной основы, дополнения слоя грунтовок и левкаса, дорисовку и подновление иконы в местах утрат и приобретённых механических или химических дефектов.

5. Церковная реставрация , то есть реставрация, выполненная мастерскими иконописи при храмах и монастырях, может ограничиваться любым из перечисленных выше способов. Но, увы, не редкость, когда старые иконы полностью переписываются, записываются, дополняются деталями и сюжетными элементами, которых не было в первоначальном варианте. В данном случае икона рассматривается как предмет культа, обновление которого позволит дальнейшую его эксплуатацию.

Даже неправильное раскрытие способно серьёзно повредить и даже уничтожить икону , поэтому прежде чем решать её судьбу, необходима консультация со специалистами. Раскрытие может выявить важные детали, которые повлияют на атрибуцию и оценку иконы, поэтому заниматься этим должжны профессионалы. Хороший реставратор учится всю жизнь, и зачастую опыт играет определяющую роль в выборе тех или иных методик работы с иконой.

Если вы собираетесь пополнить стан иконоведов-любителей или стать профи иконного рынка, базовые навыки по раскрытию и реставрации могут пригодиться вам в работе, особенно, если вы отправляетесь в путешествие по поиску забытых сокровищ. Однако не следует забывать, что качественная реставрация требует соответствующих условий работы, инструментария и оборудования. В полевых условиях далёкой экспедиции можно провести лишь пару осторожных тестов, а основную работу всё равно желательно доверять профессионалам.


Нужно ли реставрировать икону перед продажей?

Самый общий ответ - как правило, нет, в реставрации перед продажей необходимости нет.
Практически все иконы нуждаются в так называемом раскрытии - то есть удалении потемневшего лака (олифы) и поздних поновлений. Часто раскрытие коренным образом меняет представление о первоначальном замысле и истинном облике произведения. Однако дело это очень рискованное и сложное. Кроме того, многие коллекционеры и знатоки покупают иконы исключительно без вмешательств, строго с нетронутыми покровными слоями. Тем самым, немалые затраты на реставрацию могут только удешевить памятник, сократив число претендентов на него. В общем, если Вы не профессионал, то надо помнить, что решение о реставрации может оказаться опрометчивым.

Необходимо также понимать, что под реставрацией некоторые псевдо-специалисты могут понимать весьма широкий спектр воздействий и вмешательств, далеко не всегда необходимый. Зачастую доморощенная реставрация способна уничтожить всё то ценное, что было в старинной живописи, и икона в этом случае превращается в полуноводел, практически никому не интересный.

Святая Параскева Пятница
Начало XVIII века. Русский Север.
После раскрытия. Без вмешательств.
Частная коллекция.


Принципиально отличаются научная (или музейная), церковная и антикварная реставрации.

«Музейная реставрация» стремится в основном к консервации, к сохранению естественного облика иконы, как он есть, со всеми лакунами и потерями, в отдельных случаях лишь слабо тонируя особо диссониррующие утраты и намечая возможные силуэты фигур.

«Церковная реставрация» стремится вернуть икону в храм, в религиозную жизнь, поэтому после проведения необходимых работ по очистке и сохранению древней живописи икона обычно дописывается... Увы, иногда при этом памятник визуально гибнет. «Церковная реставрация», по сути являющаяся произвольной реконструкцией древнего образа, сделанной в согласии с личным вкусом и умением иконописца, среди коллекционеров считается истинным варварством.

Третий вид реставрации – наиболее просвещённый и коварный – «антикварная реставрация» . Поновитель изощрённо, иногда с применением микроскопа и хитрых техник старения, «подписывается» к фрагментам авторской живописи, так что создаёт полуподделку, иногда неотличимую даже специалистом. Явление это обоюдоострое – «антикварная реставрация» способна буквально возродить памятник из руины, не повредив его остаткам, особенно если вид иконы до вмешателств зафиксирован и не скрывается владельцем. Но при злоупотребленях существенно затрудняется последующее изучение иконы экспертами, а покупатель, обольщённый мнимой сохранностью вещи, рискует быть ввергнутым в обман.

Иногда прибегают к частичному раскрытию иконы - в этом случае очищается небольшой фрагмент, позволяя судить об авторском слое в общих чертах. Дальнейшие мероприятия по раскрытию и реставрации, если она необходима, будут предприняты покупателем. Однако фрагментарные расчистки могут также повредить иконе: потом, при полном раскрытии, границы первоначальных «шурфов» порой остаются заметны.

Старые иконы передаются из поколения в поколение в качестве семейных реликвий. Действительно, эти религиозные атрибуты наделены невероятной чудодейственной силой, в чем и заключается их высокая ценность. Но к сожалению, мощь иконы не защищает ее саму от старения - потускнения красок, деформации и других дефектов. Поэтому каждый человек, которому досталась такая ценная вещь, как икона, должен знать о том, как выполняется реставрация иконы в домашних условиях, а также ее чистка.

Старинная икона

Хранение

Для того чтобы не допустить воздействия разрушительных факторов на икону, следует позаботиться о ее правильном хранении. Икона может испортиться от сырости, холода и жары, поэтому нельзя допускать воздействия этих факторов на хранимую реликвию. Жуки-точильщики, пары кислот и растворителей, копоть и дым также могут навредить старинным иконам.

Идеальной температурой воздуха для хранения икон является 15-18 градусов по Цельсию. При этом влажность не должна превышать 65%. Для создания идеальных для хранения иконы условий рекомендуется купить киот - специальный застекленный ящик. Особенно он необходим для хранения рукописных икон. Киот не должен быть безупречно герметичным, ведь икона, находящаяся в нем, должна «дышать».

Многие владельцы икон с целью придания реликвии блеска и идеального внешнего вида покрывают ее поверхность растительными и минеральными маслами. Этого делать не стоит, поскольку со временем масло, попавшее в микротрещины на слое краски, может привести к искажению цветовой гаммы иконы. Если есть желание вернуть иконе первозданный блеск, рекомендуется использовать льняную олифу (ею покрывают изображение) и восково-скипидарную смесь (для обработки тыльной стороны и боковин).

Этапы реставрации иконы

Чистка и реставрация

Со временем икона портится из-за скопления на ее поверхности пыли и грязи. Как почистить и восстановить икону:

1) Если причиной потускнения иконы стало образование слоя копоти, то стоит обратить внимание на такой способ чистки: берут по 2 части скипидара и спирта, а также 5 частей холодной кипяченой воды и 1 желток яйца. Из этих компонентов следует приготовить смесь, которой нужно пропитать кисть и обработать ею всю поверхность иконы, нуждающейся в очистке. В конце манипуляции рекомендуется обработать икону чистым ватным диском для того, чтобы удалить остатки средства для чистки. Этот способ ухода за иконами подходит в том случае, если сохранился слой краски.

2) Если пострадал красочный слой иконы, к примеру, на нем образовались трещины, то поврежденную краску рекомендуется укрепить. Сделать это можно с помощью средства, приготовленного из желтка яйца, трех частей воды и двух частей спирта. Из перечисленных компонентов следует приготовить эмульсию. Ею стоит обработать поврежденные на иконе участки, после чего просушить их, воспользовавшись электролампой. Затем процедуру реставрации следует повторить.

3) Разрушение левкаса (так называют грунт, которым покрывают основание иконы) также можно исправить в домашних условиях с помощью подручных средств. Перед тем как приступать к работе по реставрации левкаса, следует узнать, какими средствами нельзя пользоваться. Прежде всего речь идет об искусственном клее «Момент», суперцементе и тому подобным средствам. То же самое касается и воска, а также олифы. Для укрепления левкаса можно воспользоваться клеем ПВА, разведенном в равных частях со спиртом. Если же этого средства нет в наличии, то можно заменить его камедью, рыбным клеем или мучным клейстером.

Как восстановить левкас? Для начала следует пропитать его разбавленным водой клеем (3% состав). После можно осуществить пропитку чешуек левкаса более концентрированным клеем (7%). По окончании работы на обработанные участки следует положить утяжелители, к примеру, мешочки с сухим песком.

4) Деформация доски, на которой была написана икона, также является распространенной проблемой, связанной с хранением религиозной атрибутики. Прежде всего следует отказаться от выравнивания досок, ведь таким образом можно за считаные секунды безвозвратно испортить икону. Если на доске появились трещины, то заделать их можно с помощью массы, состоящей из клея, опилок и мела. Этой смесью рекомендуется заполнить трещины на иконе (тыл и боковые стороны).

Часто причиной разрушения доски, на которой написана икона, являются жуки-точильщики, которые могут жить внутри доски на протяжении многих лет. Чтобы уничтожить этих жучков и уберечь икону от дальнейшей порчи, следует приготовить средство из трех частей скипидара и двух частей воска. Готовить массу следует на медленном огне. Как только средство приготовится, следует взять кисть, окунуть ее кончик в полученную массу и тщательно пропитать все трещинки и поры в доске. После доску следует положить в полиэтиленовый пакет, туго завязать его оставить на 2-3 недели.

5) Иконы, изготовленные из драгоценных металлов (золота, серебра), не только красивые, но и дорогостоящие. Однако со временем и они могут нуждаться в чистке и реставрации. Для чистки таких икон следует приобрести специальное средство для ухода за ювелирными изделиями или пасту ГОИ. Из наиболее чадящих средств для чистки икон из серебра и золота можно выделить мыльный раствор. Готовым средством следует пропитать кончик ватной палочки и аккуратно обработать им места, нуждающиеся в чистке.

6) Со временем на иконах могут образовываться дефекты, которые не получиться исправить самостоятельно. К примеру, это образование слоя окислов на изделии (это касается икон, для изготовления которых использовалась медь или латунь). Окислы удаляются специальными кислотами, которые требуют умелого обращения, поэтому доверить реставрацию иконы, испорченной окислами, рекомендуется профессиональному мастеру.

7) Доверить восстановление иконы мастеру-реставратору следует и в том случае, если она имеет оклад - пластину, изготовленную из металла, закрывающую все изображение за исключением кистей рук и лика святого. Неумелое снятие и чистка оклада может закончиться порчей иконы!

Поиск реставратора, которому будет доверен уход за семейной реликвией, требует внимания и ответственности. Такой мастер должен иметь большой опыт работы и большое количество положительных отзывов от предыдущих клиентов. Найти реставратора можно через приходской храм, ведь часто бывает так, что кто-либо из прихожан или духовенства имеет контакты опытного мастера, занимающегося реставрацией икон.

По образованию химик (окончил химический факультет МГУ) и именно как химик в 1971 году был приглашен на работу в Научно-реставрационный центр им. академика И. Грабаря, где проработал почти 20 лет. Общение с реставраторами дало свои плоды, и когда Виктор Афанасьевич из-за тяжелой болезни вынужден был длительное время находиться дома, он увлекся реставрацией икон и иконописанием. А потом Божием Промыслом был приведен к отцу Артемию Владимирову в храм в Красном селе. Здесь он проработал 21 год как иконописец и реставратор, заведующий иконописной и реставрационной мастерской. «Счастливое время!» – отзывается Виктор Афанасьевич об этом своем служении. Как профессиональный химик, практик-реставратор и художник-иконописец, он знает многие секреты икон. И потому его советы о том, как обращаться с иконами и ухаживать за ними, что делать, если образ уже поврежден, и чего делать ни в коем случае нельзя, будут особенно полезны нашим читателям.

– В ваши руки отдавали иконы, которые пострадали от неправильного обращения. Какие элементарные вещи надо знать владельцу написанной иконы, чтобы ее не испортить?

– Никаких жестких воздействий: растворителей, чистящих средств. Знаете, как, бывало, иконы чистили? Кирпичом толченым, песком!

– Дерзновенно придумано…

– Представляете, что оставалось?.. Или чистили иконы золой, то есть щелочным раствором.

Очень вредно, когда икону чистят, не снимая оклада. Чистящие средства забиваются в щели, каменеют, их потом трудно удалить.

Максимум, что может человек делать дома, – удалять пыль ваткой, тряпочкой, салфеточкой. Не мокрой, а влажной. Со всеми остальными проблемами лучше идти к реставратору.

Обычно иконы темнеют из-за осаждения копоти, жирной. В крайнем случае можно и дома удалять жирные наслоения – детским мылом, потому что оно не щелочное.

– А если икона начинает осыпаться?

– По традиции иконы пишут на доске. Доски даже столетия спустя – живые, нестабильные, реагируют на влагу. За исключением очень смолистых досок. Мне приходилось реставрировать иконы, которые «повело», и они стали выпуклыми или даже вогнутыми. Исправить это сложно. Или при высыхании доска «садится», как ткань после стирки и сушки. А это приводит к вздутиям и осыпям левкаса.

Нужно выбирать такое место для иконы, чтобы были минимальные колебания температуры и влажности. Отчего случаются колебания? Летом идут дожди. Зимой сильно высыхает воздух в квартире. Открываем форточки, мороз «тянет влагу» из квартир.

– Как бороться с сухим воздухом?

– В Эрмитаже (я был как-то давно) клали тряпки на батареи, еще вешали на них самодельные банки с водой. Сейчас продаются увлажнители, влагомеры. Но кто ж это дома будет делать?..

После дождя сквозняк может икону попортить. Поэтому не надо вешать икону там, где сквозняки. Проверить отсутствие сквозняков можно просто – зажигалкой.

Не надо вешать там, где попадают прямые лучи солнца, иначе будут большие колебания температуры, икона начнет выкрашиваться. Систему отопления в комнате тоже приходится учитывать, когда подыскиваешь место для иконы.

Мы как-то отреставрировали икону. Через неделю приходит хозяйка: «У меня икона пополам треснула». Встречный вопрос: «Где она у вас была?» Хозяйка говорит: «В углу висела». Дальше выясняем: «Там случайно трубы отопления не было?» Она утвердительно кивает. Всё ясно! «Что вы хотите? Вы ее высушили. Древесина села, возникло напряжение, икона треснула. В полном соответствии с законами физики».

– Сопротивление материалов…

– И еще не надо иконы мазать маслом! Со временем в икону пыль въедается, она мутнеет, люди к празднику протрут подсолнечным маслицем – икона ярче становится. Заиграла. А потом на нее опять села пыль, стало еще хуже.

Подсолнечное масло – невысыхающее. Льняное масло, которое используют в живописи, через три дня высыхает. Но и его не надо лить, потому что оно темнеет.

– Потемнение иконы относится к числу классических проблем.

– Иконы покрывали олифой – это вареное льняное масло. При старении идут процессы полимеризации и окисления. При этом образуются хромофорные группы (окрашенные), за счет чего олифа со временем темнеет (помимо потемнения из-за копоти).

Под действием ультрафиолетового излучения солнца хромофорные группы разрушаются. На Руси это явление знали. И в марте, когда солнце наиболее жесткое, иконы выносили из храма на солнечный свет. Так иконы высветлялись.

Состав олифы старинной до конца не известен. Ясно, что в ней было льняное масло. Но мастер мог добавлять и еще что-то, плавленый янтарь например.

– Что еще нам надо знать по реставрации икон?

– Иногда икону отдают на реставрацию «знакомому художнику». Мне попадались целиком записанные плохим художником иконы. Это не реставрация. Я смывал верхний слой, под ним открывалась приличная иконопись.

Бывает, написанную икону подгоняют по размеру – отпиливают Младенцу ножку. Чистое варварство!

– У меня икона была, из которой шпонка выпадала. Шпонка ведь препятствует выгибанию доски. Как к этому относиться?

– Чтобы предохранить иконы от коробления, врезали шпонки с обратной стороны иконы. После XVII века шпонки стали врезать в торец. Если шпонка сделана плохо, то напряжения такие большие, что шпонка вылетает. Это хорошо. Коробление доски всё равно идет, но шпонка в процессе уже не участвует. Если шпонка сделана надежно, не вылетает, то она может разорвать доску.

Доска усыхает быстрее с тыльной стороны. Потому что с лицевой стороны положен левкас, он играет роль влажностного барьера.

– От этого икона становится «выпуклой».

– Да. Большемерные иконы делают из нескольких досок, которые по-разному могут вести себя при высыхании. В Третьяковке я видел икону: одна половина плоская, а другая – полубочкой.

– Каждая доска иконы своей жизнью живет.

– Своей жизнью… Бывают еще повреждения такие: плесень съедает связующий клей в левкасе, и левкас начинает рассыпаться. Дунешь – он пылит. Это трудная ситуация, требуется специальная методика пропитки яичной эмульсией или жидким клеем.

Хуже всего, если владелец иконы начинает сам ее укреплять. Потому что процесс укрепления иконы – самый опасный. Даже опаснее, чем расчистка.

– Еще опаснее?

– Ну, есть, конечно, «умельцы» расчищать икону чрезвычайно жестко. Они нашатырным спиртом или ацетоном расчищают и… смывают краски.

Если икона начала шелушиться, то другие «умельцы» ее укрепляют каким-нибудь синтетическим клеем, например ПВА. Корпускулы этих клеев очень крупные, они в глубину левкаса не проходят и создают на поверхности левкаса пленку, которую просто так не снимешь. Пленка эта очень прочно связывается с олифой и красочным слоем и удаляется – вместе с ними.

У меня был однажды тяжкий случай с реставрацией. Я осторожно помещал каплю воды на икону, кончиком разогретого утюга кипятил каплю. Вода нагревала клеевую пленку, та становилась более податливой, и я скальпелем по миллиметру удалял пленку, расчищал.

– Понятно, ПВА в укреплении иконы не поможет.

– Вообще расчистка иконы должна начинаться с протирки слабым водным раствором детского мыла. Я это не всегда делал, и зря.

Важный момент для правильного хранения иконы: надо стремиться к тому, чтобы икона была в киоте. Он защищает икону от копоти, от пыли, от сквозняков и даже от температурно-влажностных колебаний.

Все эти разговоры: «Передавать ли Церкви ценные старинные иконы? Не пострадают ли они?» – чушь. При современной технике икону можно так запечатать, что ей в храме никакие внешние воздействия не страшны. С другой стороны, у нас в музеях иконы подчас хранятся жутко. На одной конференции хранитель рассказал, как у них прорвало канализацию, и сотрудники ведрами воду выносили из хранилища икон.

Везде следить нужно за иконами. В один храм меня пригласили реставрировать иконостас: с икон левкас отлетал. Почему? У них вверху фонарь открыт был. Поток воздуха шел от входа в храм и кверху через центр иконостаса – центральные иконы больше всего и пострадали. От сквозняка.

– Хотелось бы вернуться к проблеме киота. Икона без киота лучше видна, стекло ведь бликует.

– Правильно. У меня тема в «Грабаре» была – небликующие стекла. Теоретически небликующие стекла есть в наличии. В музеях нет – это проблема финансовая. В Саратове завод выпускает модифицированные стекла, кажется небликующие тоже. Можно у них узнать, как с этой проблемой справиться.

– У нас небликующие мониторы давно не редкость, а на киотах стекла…

– Человек подходит к иконе и любуется на самого себя…

– Точно. Последний вопрос: горящая лампада и живые цветы перед иконой какое-то воздействие на нее оказывают?

– Думаю, малосущественное воздействие. От лампады, которая на расстоянии 15 см висит, проблем не будет. А вот когда горящие свечи ставят перед иконой и они на икону падают… С этим тоже приходилось работать. Приносят мне одну икону, а там несколько выгораний от свечей. Следить же необходимо!

– Спасибо вам за напоминание очевидных вещей и еще за те сведения об иконах, которые совсем не очевидны.